Новые технологии, включая искусственный интеллект, виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR), 5G и блокчейн (и связанные с ними цифровые валюты), развивались по своим собственным направлениям и срокам. Каждый из них нашел определенную сферу применения, хотя очевидно, что ИИ продвинулся дальше всех. Каждая технология созревает, преодолевая проблемы, начиная от потребления энергии блокчейном и заканчивая склонностью виртуальной реальности вызывать тошноту. Они, скорее всего, станут готовы к работе в течение следующих нескольких лет, подкрепляемые повсеместными облачными вычислениями, обеспечивающими эластичность и масштабирование. И при таком сближении целое будет намного больше, чем части. Катализатором этой конвергенции станет метавселенная — связанная сеть постоянно действующих 3D-виртуальных миров.
Концепция метавселенной обладает широким потенциалом. С одной стороны, это может быть 3D-канал социальных сетей с сообщениями, идеально подобранными для каждого пользователя с помощью искусственного интеллекта. Это Мета-видение (ранее Facebook). Он также может стать всеобъемлющей платформой для информации, развлечений и работы.
Появятся несколько метавселенных, по крайней мере на начальном этапе, некоторые из которых будут адаптированы к конкретным интересам, таким как игры или спорт. Ключевое различие с текущей технологией заключается в захватывающих возможностях, которые предлагает метавселенная, именно поэтому Meta, Microsoft, Nvidia и другие так активно инвестируют в нее. Она также может стать следующей версией Интернета.
Вместо того, чтобы смотреть новости, вы могли бы чувствовать себя так, как будто вы находитесь в новостях. Вместо того чтобы изучать историю, читая о каком-либо событии в книге, – например, о том, как Вашингтон пересекал Делавэр, — вы могли бы практически наблюдать это событие с берега или с лодки. Вместо того, чтобы смотреть баскетбольный матч по телевизору, вы могли бы наблюдать его в 360-градусном окружении. Люди смогут виртуально присутствовать на конференции, смотреть ключевые заметки и встречаться с другими. В метавселенной наше цифровое присутствие будет все больше дополнять наше реальное. Согласно мнению директора Meta Марка Цукерберга, метавселенная может стать ступенью к созданию устройства телепортации.

Благодаря журналу Time можно испытать нападение на Перл-Харбор с помощью виртуальной реальности
Как описала Моника Уайт в журнале Digital Trends, “Метавселенная предназначена для замены или улучшения реальных функций в виртуальном пространстве. Все, что пользователи делают в своей повседневной жизни, например, посещают занятия или ходят на работу, вместо этого можно выполнять в метавселенной”. К тому же метавселенная может предложить совершенно новую 3D-платформу для коммерции. Представьте себе шопинг в виртуальной реальности, когда вы практически идете по проходам мегамаркета, заполненного множеством компаний-партнеров платформы, созданных специально для вас, где рекламные сообщения разрабатываются только для вас, и отображаются только те товары, которые есть в наличии и доступны для отправки. В этом магазине товары для продажи выбираются на основе ваших вкусов и ожидаемых потребностей, а цены динамически обновляются в режиме реального времени либо в зависимости от возраста продукта (если это скоропортящийся товар), спроса и предложения, либо и того, и другого.
Сначала была Вторая Жизнь
Хотя метавселенная кажется свежей и футуристичной, мы уже бывали здесь раньше. В дополнение к ранним трудам провидцев Нила Стивенсона и Уильяма Гибсона, которые описали метавселенную в художественной литературе, в 2003 году была создана очень реальная метавселенная. Проект был известен как Вторая жизнь, и миллионы людей бросились на платформу, чтобы испытать альтернативную цифровую вселенную, изобилующую аватарами. NBC описала Second Life как “виртуальный онлайн-мир, в котором аватары делают то, что делают реальные люди в реальной жизни: покупают вещи. Продают всякую всячину. Слушают музыку. Покупают недвижимость. Флиртуют. Играют в азартные игры. Смотрят фильмы. Занимаются сексом». Гарвард даже проводил онлайн-занятия в рамках Second Life. Платформа была настолько успешной, что в 2006 году она стала темой обложки журнала BusinessWeek.

«Вторая жизнь» появилась на обложке журнала BusinessWeek в мае 2006 года.
Однако вскоре после этого популярность Second Life упала. Как описано в статье Computerworld 2007 года, этот проект пострадал из-за “плохого пользовательского интерфейса, жестких технических требований, крутой кривой обучения, невозможности масштабирования и многочисленных отвлекающих факторов”. А потом появился Facebook и предложил более увлекательный опыт.
В 2007 году не существовало VR, AR, 5G, блокчейна или цифровой валюты. Облачные вычисления находились в зачаточном состоянии, а мобильный Интернет только что появился, когда был представлен первый iPhone. Кроме того, ИИ все еще оказывал ограниченное влияние, поскольку до бума глубокого обучения оставалось несколько лет. Возможно, именно поэтому Meta сейчас очарована идеей метавселенной, поскольку она стремится объединить наиболее привлекательные (и проверенные потребителями) элементы Facebook и Second Life на совершенно новой платформе, основанной на новейших технологиях.
Новые технологии почти готовы
Некоторые технологии, которые позволят создать метавселенную, включая виртуальную и дополненную реальность, а также блокчейн, медленно развиваются, но приблизились к уровню возможностей, который имеет решающее значение для успеха. В каждом из них отсутствовало «приложение-убийца», которое будет способствовать развитию и широкому внедрению. Метавселенная может быть этим приложением.
Для виртуальной реальности большинство гарнитур все еще необходимо подключить к ПК или игровой консоли, чтобы обеспечить вычислительную мощность и скорость связи, необходимые для плавного и захватывающего опыта. Только Oculus Quest 2 от Meta до сих пор освободился от этой привязки к кабелю. Но даже эта гарнитура остается громоздкой, по словам одного из VPS Meta. Благодаря все более быстрым процессорам и более высокой скорости беспроводной связи на горизонте в ближайшие несколько лет должно появиться лучшее визуальное разрешение и неограниченный опыт.
AR добилась в основном нишевого внедрения. Отчасти перспективы AR, вероятно, пострадали из-за громкого провала на рынке Google Glass, когда он был представлен в 2012 году. И хотя Pokemon Go обеспечил огромный подъем для этой технологии в 2016 году, с тех пор подобного явления не было. Но важный новый игрок, по-видимому, готовится выйти на рынок: возможно, под влиянием концепции метавселенной и действий конкурентов Apple, как ожидается, выпустит свою первую гарнитуру AR/VR в конце 2022 года. У Apple есть склонность выходить на рынок задолго до того, как первопроходцы докажут свою жизнеспособность, а затем начнут доминировать. Разумно сделать вывод, что это план компании для метавселенной.
Блокчейн лежит в основе криптовалют, таких как биткойн, и позволит приобретать виртуальные товары и удостоверения личности и беспрепятственно передавать их между различными платформами метавселенной. Новые приложения блокчейна, такие как NFT, ведут к более широкому внедрению, потенциально указывая на новую экономику. The Wall Street Journal сообщила, что сейчас идет гонка за распространение этой технологии на все виды активов, добавив, что платежи на основе блокчейна превосходят нашу устаревшую финансовую инфраструктуру. Аналогичным образом, газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что фонды венчурного капитала в 2021 году инвестировали около 27 миллиардов долларов в крипто-и блокчейн-компании, что больше, чем за предыдущие 10 лет вместе взятые.
Перспективы метавселенной
В то время как некоторые бренды уже спешат извлечь выгоду из лихорадки метавселенной, она, скорее всего, будет развиваться урывками, а до широкого внедрения еще много лет. Это связано с тем, что необходимые технологии все еще нуждаются в оптимизации их функциональности, простоты использования и стоимости. Одна полупроводниковая компания заявила, что по-настоящему захватывающая метавселенная потребует повышения эффективности вычислений в 1000 раз по сравнению с современными процессорами. Хотя это огромный рост, компания отдельно представила на недавнем Architecture Day, что ожидает достижения этой цели к 2025 году.
Независимо от того, займет ли это три года или 10, за метавселенной стоят огромные инвестиции с, похоже, неограниченным финансированием. Даже на нынешнем этапе развития Boeing взял на себя обязательство проектировать свои самолеты следующего поколения в рамках метавселенной с использованием цифровых близнецов и гарнитур Microsoft HoloLens.
Кирби Уинфилд, генеральный партнер-основатель венчурной компании Ascend, рассматривает метавселенную как “последнюю эволюцию продолжающегося перехода к все более цифровой жизни”. Когда это произойдет в полном объеме, этот сдвиг превзойдет захватывающие научно-фантастические видения многих великих писателей.